Вернуться назад

Берёзовый домик в Гатчине

Содержание страницы:

1. Основные сведения о Берёзовом домике

2. Описание Берёзового домика

Основные сведения о Берёзовом домике

Берёзовый домик в Гатчине. Вид со стороны Берёзовых ворот (лето 2013г.). Берёзовый домик в Гатчине.
Вид со стороны Берёзовых ворот (лето 2013г.).

Город: Гатчина

Месторасположение: Дворцовый парк

Координаты: N59°' E30°'

Начало строительства: 1795 г.

Окончание строительства: 1797 г.

Архитектор: Винченцо Бренна, либо Николай Львов, либо Франсуа Виолье

Текущее состояние (лето 2013 г.): отреставрирован

Берёзовый домик – небольшой изящный павильон сюрприз, который удивляет потрясающим контрастом между скромным внешним обликом здания и дворцовой нарядностью интерьеров.

Описание Берёзового домика

Берёзовый домик, расположенный в нескольких сотнях метров от павильона Венеры (храма Любви), и находящийся рядом с ним грандиозный каменный портал «Маска» – тематически и композиционно связанные, но при этом абсолютно разные по своей архитектуре постройки, которые вместе образуют удивительный архитектурный ансамбль.

Берёзовый домик и портал «Маска» в Гатчине (лето 2013г.). Берёзовый домик и портал «Маска» в Гатчине (лето 2013г.).

Берёзовый домик и портал «Маска» в Гатчине. Вид со стороны озера (лето 2013г.). Берёзовый домик и портал «Маска» в Гатчине.
Вид со стороны озера (лето 2013г.).

Берёзовый домик в Гатчине. Вид сзади (лето 2013г.). Берёзовый домик в Гатчине.
Вид сзади (лето 2013г.).

Фасад Берёзового домика, контрастируя с архитектурой маскирующего его портала «Маска», воспринимается как аккуратно сложенные в четыре разновеликих штабеля напиленные и неокорённые берёзовые стволы, прикрытые невысокой крышей. Это восприятие усиливается при закрытых ставнях и внешних створках дверей, которые сделаны незаметно, «заподлицо», и не нарушают рядов брёвен. Старые берёзы, растущие возле павильона, были призваны отметать любые подозрения.

За подобное сходство с поленницей дров, Берёзовый домик в старину именовался «бушер» (или «бушар»; от французского bucher – дровяной сарай, костёр). А обсаженная дубами аллея, ведущая к нему от острова Любви, в XVIII столетии называлась «дорогой к костру».

Берёзовый домик и портал «Маска» в Гатчине (лето 2013г.). Берёзовый домик и портал «Маска» в Гатчине (лето 2013г.).

Берёзовый домик и портал «Маска» в Гатчине. Вид со стороны острова Любви (лето 2013г.). Берёзовый домик и портал «Маска» в Гатчине.
Вид со стороны острова Любви (лето 2013г.).

Берёзовый домик в Гатчине. Вид со стороны Берёзовых ворот (лето 2013г.). Берёзовый домик в Гатчине.
Вид со стороны Берёзовых ворот (лето 2013г.).

В одном из «штабелей» Берёзового домика находится парадный зал, в остальных – служебные помещения: сени, тамбур и кухня. При виде сверху на домик видно, что «штабели» расположены зигзагом и разделены на две обособленные группы помещений: в первую входят зал и сени, а вторая включает в себя тамбур и кухню. Домик, из-за расположения своих частей, рассчитан на круговой обзор. При этом, благодаря порталу «Маска» и разнице в размерах помещений, при каждой смене ракурса открывается новый, уникальный вид.

Итак, когда распахиваются ставни, прячущие дверные и оконные проёмы, Берёзовый домик начинает преображаться. И стоит лишь переступить через его порог, как в тот же миг удивляешься потрясающему контрасту между скромным внешним обликом здания и дворцовой нарядностью его интерьеров.

Между прочим Между прочим:

Предназначение павильонов-сюрпризов, которые являлись почти обязательными атрибутами романтических пейзажных парков XVIII века, заключалось в том, чтобы «привесть в нечаянное удивление» своих посетителей. Эффект был тем сильнее, чем больше был противопоставлен внутренний вид павильона внешнему.

Поэтому за скромным, непритязательным обликом подобных построек были скрыты изысканные и роскошные интерьеры, которые были доступны только лицам, особо приближённым к императорской особе.

Подобный гатчинскому, павильон-сюрприз с аналогичным оформлением и таким же названием – Берёзовый домик – был построен в Английском парке Петергофа по проекту Джакомо Кваренги.

В Павловском парке, в первые годы его существования, были построены сразу несколько подобных сооружений: Старое шале, павильон-землянка Шарбоньер и павильон «Молочня».

Входящему в парадный зал Берёзового домика посетителю открывается вид роскошного, достойного императора интерьера. Зал сверкает зеркалами, переливает позолотой и играет калейдоскопом росписей и пышных драпировок.

Стены зала оформлены росписью в виде трельяжа, цветочных гирлянд и венков. Живописный плафон «Зефир и времена года» украшает потолок и создаёт впечатление купола с круглым проёмом, через который видно небо. Пол выполнен в виде наборного паркета с тонким рисунком и добавляет в оформление внутреннего убранства дополнительные живые нотки.

Особая роль в интерьере зала отводится зеркалам. Благодаря грамотному подбору и расположению зеркал, в зале светло и уютно – несмотря на то, что в нём расположены всего лишь два окна (не считая окна в алькове).

Зеркала и драпировки играют немалую роль и в оформлении алькова. Альков с широким диваном устроен в глубине зала, напротив входа. Стены алькова облицованы небольшими зеркалами, декорированными живописной трельяжной сеткой, которая густо усеяна цветами роз. Зеркала использованы даже в обрамлении единственного в алькове оконного проёма и в маскировке тайной двери, связывающей зал с сенями. Потолок алькова декорирован композицией в виде соединённых между собой цветочных венков.

Оформление алькова в Берёзовом домике подчинено одной цели: создать впечатление, что посетитель находится в усыпанной розами трельяжной беседке, которая расположена в уединённом уголке парка.

Между прочим Между прочим:

Альковы характерны для русских дворцовых интерьеров середины XIX века. Их можно увидеть в Диванной и Опочивальне Большого дворца в Петергофе, в Китайском дворце в Ораниенбауме.

Шикарное оформление интерьера Берёзового домика потрясающе выглядит и при дневном, и при искусственном свете. Когда загораются «свечи» стенников, внутреннее убранство зала домика обретает поистине волшебный, сказочный облик.