Вернуться назад

Большой (Меншиковский) дворец в Ораниенбауме

Большой (Меншиковский) дворец в Ораниенбауме является композиционным центром великолепного ораниенбаумского дворцово-паркового комплекса и господствует над всеми окружающими строениями и парками. Построенный на высоком береговом уступе, почти у самых вод Финского залива, он словно парит над берегом и неразрывно связан с морем и окружающим пейзажем. В этом он похож на Константиновский дворец в Стрельне и Большой дворец в Петергофе.

Иоганн Готлиб Георги Иоганн Готлиб Георги, 1793 г.:

«Естественное положение сего увеселительного замка совсем такое же, как положение замка Стрельны и Петергофа. Замок находится, так как и Петергофский, на укреплённом пятнадцать сажен вышины имеющем краю возвышенной земли у берегу... почему оный и имеет весьма приятный вид через Финский и Кронштадтский залив».

От Финского залива к Нижнему саду во время строительства Меншиковского дворца был прорыт морской канал, по которому раньше ко дворцу подходили суда. В перспективе этого канала виден двухэтажный центральный корпус дворца с высокой двускатной кровлей и надстроенным фонариком-бельведером. Бельведер увенчан огромной княжеской короной.

Александр Бенуа Александр Бенуа:

«Эта корона, годная по своим размерам только для какого-нибудь сказочного великана, производила на моё детское воображение огромное впечатление».

К центральному (главному) корпусу дворца примыкают одноэтажные галереи, развёрнутые широкой плавной дугой по краю естественного склона. Раньше они имели плоские, ограждённые балюстрадами кровли и являлись местом для прогулок. С них открывался изумительный вид на цветочные партеры Нижнего сада, на Финский залив и Кронштадт. Галереи замыкаются двухъярусными купольными Церковным (западным) и Японским (восточным) павильонами.

Игорь Эммануилович Грабарь Игорь Эммануилович Грабарь:

Павильоны «сверкают благородством настоящих жемчужин. Помимо красоты плана, дающего множество колоритных форм и сочных пятен, здесь с поразительным мастерством декорированы стены. Особенно остроумна декорация второго этажа с уступчатыми подходами к полю стены, дающими вверху необыкновенно живописный двухъярусный карниз, дробно раскрепованный и неописуемо эффектно играющий тенями на солнце».

Со стороны северного (главного) фасада Меншиковского дворца, обращенного к Финскому заливу, склон закрыт широкими каменными террасами, связанными между собой веерообразными маршами лестниц, и отвесными стенами. Эти стены образуют своеобразный постамент, придавая дворцу монументальность и величественность, а лестницы органически связывают Меншиковский дворец с Нижним садом.

Южный фасад дворца, из-за своей меньшей изогнутости, сильно уступает северному по протяженности. С южной стороны к павильонам примыкают параллельные служебные флигели – Фрейлинский и Кухонный, ограничивая собой обширный Парадный двор – курдонер.

Фридрих Вильгельм Берхгольц Фридрих Вильгельм Берхгольц,«Дневник камер-юнкера», 1721 г.:

«Дом построен на горе и из него превосходный вид. Он состоит из двухэтажного корпуса и двух полукруглых галерей, ведущих к двум сравнительно слишком большим флигелям. В одном из них будет устроена очень красивая церковь (Церковный, западный павильон – прим.), а другой будет занят большою залою (Японский, восточный павильон – прим.). Внутри перед домом обширный сад, который, однако, еще не совсем приведен в порядок, а перед ними небольшая приятная роща, через которую просечена широкая аллея и проведен канал, находящийся прямо против главного корпуса, откуда прекрасный вид на море... С высоты, на которой стоит дворец, по двум каменным террасам, устроенным одна над другой, спускаются лестницы к большому деревянному крыльцу, а с него в сад, также ещё не законченный. Сверху из средней залы виден Кронштадт, лежащий почти наискось, напротив, в расстоянии водою не более пяти вёрст... Пруд находится по левую сторону двора; против него выстроено длинное здание для прислуги князя, сквозь которое идут ворота во двор и над которым возвышается большая башня, где будут поставлены дорогие куранты. Башня эта, впрочем, нарушает симметрию всего строения, и царь, как рассказывают, говорил уже князю, что ему надобно или сломать её, или выстроить такую же на другой стороне двора. Думают, что князь решится на последнее и поставит другой флигель; потому что и без того уже строил здесь всё по частям. Сперва он велел сделать только главный корпус, потом для увеличения его пристроены были галереи и, наконец, к ним флигеля. Точно так же строился и его большой дом в Петербурге... Комнаты во дворце малы, но красивы и убраны прекрасными картинами и мебелью».

Любуясь панорамой Финского залива и Нижнего сада из главного корпуса Меншиковского дворца, ясно ощущаешь связь здания с окружающим его пейзажем и особенно с морем: вся его художественная суть заключается в единстве в водными пространствами.