Архитектурной доминантой парка Собственной дачи является расположенный на высоком береговом уступе грандиозный павильон Катальной горки. Чарующее сооружение, завершённое куполом и устремившееся ввысь более чем на 30 метров (это размер современного двенадцатиэтажного дома), главенствует в ансамбле Собственной дачи по высоте и производит на своих посетителей неизгладимое впечатление.
Павильон Катальной горки отлично виден извне парка как вблизи, сквозь северную ограду ораниенбаумского дворцово-паркового комплекса с Дворцового проспекта, так и издалека, с Финского залива. Но, конечно же, самые сильные эмоции вызывает вид Катальной горки с южной стороны. Особенно в перспективе широкого партерного луга, который уходит от подножия павильона вглубь парка.
Построенный по проекту Антонио Ринальди, павильон Катальной горки является наиболее оригинальным творением великого архитектора и не имеет аналогов в европейской архитектуре.
Строение павильона очень интересно: в центре располагается основной объём цилиндрической формы, накрытый куполом в форме колокола; к этому объёму с трёх сторон примыкают прямоугольные массивы-выступы с плоскими крышами.
Первый, монументальный цокольный этаж сделан как подиум, который несёт на себе все остальные этажи здания. На нём по всему периметру поставлены белоснежные колонны, образующие открытую галерею, которые красиво выделяются на фоне лазурно-голубых стен. Галерея является основанием балкона-террасы третьего яруса. Проход к спуску с катальной горки находился на третьем этаже, поэтому этот ярус имеет самую богатую декоративную отделку и является самый высоким и парадным.
Лазурно-голубой цвет стен играет огромное значение во внешнем виде павильона Катальной горки. Подобная окраска создает ощущение невесомости, связывая здание с небом, голубой далью Финского залива и окружающим пространством.
Между выступами павильона Катальной горки, с юго-восточной стороны, находится полукружная двухмаршевая лестница с двумя всходами, построенная из гранита. Лестница поднимается к галерее второго этажа. Точно такая же лестница располагалась в юго-западной части павильона, однако, к сожалению, не сохранилась.
С верхней площадки наружной лестницы, посетители заходят в Нижний вестибюль, украшенный лепными композициями. За Нижним вестибюлем располагаются помещения второго этажа. Эти помещения имели служебное назначение и, также как и помещения цокольного этажа, предназначавшиеся для хранения колясок для катания, лишены декоративного оформления.
Изогнутая веером внутренняя гранитная лестница, декорированная лепниной по мотивам военных трофеев, ведёт из Нижнего вестибюля на третий этаж, в главное помещение павильона – центральный Круглый зал. К залу примыкают небольшие, расположенные в выступах здания Белый и Фарфоровый кабинеты. Белый кабинет декорирован тончайшей лепкой, а Фарфоровый – живописью.
Павильон Катальной горки отличается гармоничностью всех его частей. По своим декору, убранству, изящности и пышности павильон превосходит главное сооружение парка – великолепный Китайский дворец. В отличие от дворца, где лаконичный декор фасадов противопоставляется шикарным интерьерам, красота внутреннего убранства и парадный внешний облик павильона Катальной горки усиливают друг друга.