Вернуться назад

Парк Собственной дачи в Ораниенбауме

Обширный район, который был спроектирован и построен Антонио Ринальди в XVIII веке и находящийся в западной части живописного Верхнего парка, носит название парка (сада) Собственной дачи. Парк Собственной дачи является ядром всей композиции Верхнего парка.

В планировку этого уникального произведения ландшафтного искусства вошли три самостоятельные, но вместе с тем связанные между собой части: пейзажная западная, регулярная восточная и расположенная между ними средняя – партер-луг.

Уникальность парка Собственной дачи заключается в одновременном сопоставлении и противопоставлении соединённых между собой пейзажной и регулярной композиций. Именно здесь, впервые в России, был воплощён этот принцип сочетания пейзажного и регулярного начал, который лёг в основу российского ландшафтного искусства второй половины XVIII века.

Западная и восточная части парка Собственной дачи, выполненные в разных стилях, не только не имели чёткой границы, но и напротив, плавно переходили одна в другую, органично сочетаясь и образовывая единое художественное целое.

Нынешнее состояние парка Собственной дачи лишь отдалённо, в общих чертах говорит о замысле Антонио Ринальди. Чтобы увидеть композицию парка Собственной дачи во всей её полноте и целостности, необходимо обратиться к аксонометрическим схемам Сент-Илера, а также к сохранившемуся альбому гравюр, выполненному по авторским чертежам.

Центральная часть

В центральной части парка Собственной дачи находится длинный прямоугольный луг, раскинувшийся к югу от павильона Катальной горки далеко вглубь парка. Луг Катальной горки, получивший название благодаря своему месторасположению, также именуется Масляным лугом. Это название луг получил по существовавшей традиции проводить на нём праздник Масленицу.

Представляющий собой гигантскую перспективу, луг является главной продольной осью ансамбля Собственной дачи. По его сторонам, на всём его полукилометровом протяжении, проложены Западная и Восточная аллеи. Эти аллеи берут своё начало от павильона Катальной горки и, как бы обхватывая луг, соединяются в его южном конце.

Катальная горка и связанная с ней перспектива делят территорию парка Собственной дачи на две части: пейзажную западную и регулярную восточную.

Западная часть

Западнее луга Катальной горки расположена пейзажная, выполненная в английском стиле, часть парка Собственной дачи. Здесь проложены переплетающиеся запутанные дорожки и аллеи, находятся фигурные пруды и множество деревьев.

Главной дорогой этой части ансамбля Собственной дачи является извилистая Английская аллея, обсаженная берёзами и подчёркивающая пейзажный характер парка. Эта дорожка проходит по лугам и опушкам рощ, завершаясь аллеей вековых дубов у выхода к павильону Катальной горки. На Английской аллее поставлены скамьи, вырубленные в больших гранитных валунах.

Восточная часть

Восточнее луга Катальной горки находится регулярная, построенная во французском стиле, часть парка Собственной дачи. В её центре, расположенном между Китайским дворцом и Концертным залом (Каменным залом), до наших дней сохранилось геометрически правильное рассечение парка продольными и поперечными аллеями на прямоугольные площадки.

В регулярных парках XVII-XVIII веков главным сооружением являлся дворец, который являлся архитектурным центром всей композиции. От дворца отходили широкие аллеи, с которых дворец был виден порой со значительных расстояний. Однако парк Собственной дачи, а, точнее, восточная его часть, имеет одну интересную особенность: хотя главным парковым сооружением номинально является Китайский дворец, но архитектурной доминантой парка Собственной дачи был сделан грандиозный павильон Катальной горки, что являлось принципиальным новшеством.

А Китайский дворец был спроектирован и построен Антонио Ринальди как небольшой обособленный павильон в уединённой части парка и композиционно связанный только с прилегающим к нему садом. Прямой связи дворца с северной частью парка нет: на подходящих к дворцу аллеях выполнены повороты, в результате чего аллеи, меняя своё направление, подходят к торцовым фасадам здания.

Регулярность восточной части парка Собственной дачи проявляется и в том, что территория этой части как бы разделена на три самостоятельных малых сада: партерный сад у Концертного зала, обширный регулярный сад, в котором раньше располагались павильоны и беседки, и сад, окружающий Китайский дворец.

Первый из садов устроен к югу от Концертного зала – крупной парковой постройки, так же известной под названием «Каменное зало». В композицию этого партерного сада вписан обрамляющий его П-образный пруд. Средняя дорожка, проложенная по центральной оси Концертного зала, делит сад на две равные части. При помощи гранитного моста, переброшенного через П-образный пруд, дорожка связана с Тройной липовой аллеей. Эта аллея, шириной около 15 метров, ведёт от Концертного зала к расположенному в глубине парка Китайскому дворцу.

Третий – сад, который окружает Китайский дворец, – более чем все другие районы парка богат скульптурой. Одна часть скульптуры в нём размещена строго симметрично, согласно принципам регулярного стиля паркостроения. Другая часть – в соответствии с требованиями пейзажного стиля. Сад состоит из двух частей – партеров.

Первый партер расположен перед южным фасадом Китайского дворца и декорирован скульптурой. Возле него находится бассейн, названный Китайским прудом, который в XIX веке был перестроен, и, потеряв строгую геометрическую форму, получил очертания пейзажного пруда. Берега его обсажены клёнами и липами и, подобно саду, пруд украшен декоративными фигурами.

На западном берегу Китайского пруда, связанная с водой каменной лестницей, расположена пергола – открытая галерея, состоящая из каменных столбов, накрытых деревянной решёткой для вьющихся растений. За перголой в огромном гранитном валуне вырублена скамья, к которой подводят дорожки, проложенные вокруг Китайского пруда. Скамья также является мемориалом, о чём говорит надпись, выполненная на камне: «Великой государыне императрице Екатерине Алексеевне Собственном саду построено в 1763 году».

На восточном берегу, напротив перголы, находится Китайская кухня, построенная по проекту Л. Бонштедта. Чтобы кухня гармонично вписалась в ансамбль Собственной дачи, архитектор решил сделать её облик перекликающимся с обликом Китайского дворца.

Второй партер раскинулся перед северным фасадом Китайского дворца. Он представляет собой цветник, выполненный в регулярном стиле и украшенный симметрично расставленной итальянской скульптурой первой четверти XVIII века.