Вернуться назад

Адмиралтейство и потешный флот Павла I в Гатчине

Содержание страницы:

1. Основные сведения об Адмиралтействе

2. Описание Адмиралтейства

3. Из истории Адмиралтейства

4. Потешный флот Павла I (гатчинская флотилия)

Основные сведения об Адмиралтействе

Адмиралтейство в Гатчине. Вид со стороны Адмиралтейских ворот. Адмиралтейство в Гатчине.
Вид со стороны Адмиралтейских ворот.

Город: Гатчина

Месторасположение: Дворцовый парк

Координаты: N59°33.868' E30°06.973'

Начало строительства: 1792 г.

Окончание строительства: 1798 г.

Архитектор: ?

Текущее состояние (лето 2013 г.): в руинах

Адмиралтейство в Гатчине – деревянное сооружение, построенное в гатчинском Дворцовом парке для сборки, ремонта и хранения небольших парусных и гребных судов, вооружения и оснастки потешного флота Павла I, участвовавшего в потешных "морских" сражениях на Белом озере.

Описание Адмиралтейства

Гатчинское Адмиралтейство, располагавшееся на восточном берегу Белого озера, неподалёку от главного входа в Дворцовый парк – Адмиралтейских ворот, полностью выгорело во время пожара в начале 1990-х годов. И сегодня на его месте можно увидеть оставшиеся от павильона массивные каменные столбы из черницкого камня.

Адмиралтейство в Гатчине. Вид со стороны Адмиралтейских ворот (лето 2013г.). Адмиралтейство в Гатчине.
Вид со стороны Адмиралтейских ворот (лето 2013г.).

Адмиралтейство в Гатчине. Железный мост через проток, вид от Иордани (лето 2013г.). Адмиралтейство в Гатчине.
Железный мост через проток, вид от Иордани (лето 2013г.).

Адмиралтейство в Гатчине. Вид на пруд Ковш и железный мост от Адмиралтейства (лето 2013г.). Адмиралтейство в Гатчине.
Вид на пруд Ковш и железный мост от Адмиралтейства (лето 2013г.).

Несмотря на то, что Адмиралтейство далеко от своего первоначального состояния, оно продолжает играть главенствующую роль в небольшом своеобразном ансамбле. В этот ансамбль, кроме остова Адмиралтейства, входят пруд Ковш и проток, соединяющий пруд с Белым озером, с перекинутым через него железным мостом.

Адмиралтейский ансамбль, благодаря системе аллей, связан с Ботаническими садами, Лесным и Водным лабиринтами и Цветочной горкой.

Адмиралтейство в Гатчине. Железный мост через проток, вид от Адмиралтейства (лето 2013г.). Адмиралтейство в Гатчине.
Железный мост через проток, вид от Адмиралтейства (лето 2013г.).

Адмиралтейство в Гатчине. Железный мост через проток (лето 2013г.). Адмиралтейство в Гатчине.
Железный мост через проток (лето 2013г.).

Из истории Адмиралтейства

Адмиралтейство в Гатчине, или, как его ещё называли, «Голландия» или «гавань», было построено в Дворцовом парке в 1790-х годах, в закрытой деревьями низине. Большинство построек гатчинского Дворцового парка были возведены из камня. Однако несколько павильонов, в числе которых были Адмиралтейство, Берёзовый домик и павильон Венеры, были построены из дерева.

Между прочим Между прочим:

Адмиралтейства являлись почти обязательными элементами дворцовых парков с большими озёрами и прудами, в которых зачастую курсировали потешные флотилии и разыгрывались практически настоящие морские сражения. Возведение такого рода сооружений началось в петровские времена, когда на берегу Невы была построена верфь-крепость Адмиралтейство.

Например, в 1770-х годах в Царском Селе на берегу Большого пруда в Екатерининском парке архитектором Василием Ивановичем Нееловым было возведено Адмиралтейство, в состав которого входил «шлюпочный сарай». Подобное сооружение также было построено в Павловске.

Место для стройки было выбрано на восточном берегу Белого озера, поблизости от главного входа в Дворцовый парк – Адмиралтейских ворот.

В ноябре 1792 года на его строительство подрядился «охтинский житель» Федот Окорчев.

В договоре подряда на строительные работы значилось возведение шестнадцати массивных каменных колонн, двенадцать из которых должны были располагаться по периметру здания, а четыре – внутри постройки. Колонны планировалось установить с одинаковым отдалением друг от друга, после чего сверху устроить перекрытие и стропильную систему, на которую уложить четырёхскатную железную кровлю. Между колонн было запланировано возведение деревянных стен.

Однако Федот Окорчев не смог завершить строительство Адмиралтейства в срок, поэтому работа была доверена другому подрядчику – Дмитрию Богатырёву. Строительные работы были окончены лишь в 1798 году.

В 1795 году, перед ещё недостроенной Голландией, был устроен небольшой овальный пруд Ковш, который также получил названия «Адмиралтейский ковш» и «Овальный бассейн». Ковш был соединён с Белым озером коротким каналом-протоком, который в XVIII столетии перекрывался подъёмным деревянным мостом на каменных устоях с железными цепями.

Между прочим Между прочим:

Устройство в дворцовых садах и парках небольших гаваней – гаванцев и ковшей – берёт своё начало с петровских времён и является характерным ходом в паркостроении XVIII века. Например, гаванцы были устроены перед Большим (Меншиковским) дворцом в Ораниенбауме, перед Большим дворцом в Петергофе и перед дворцом Петра I в Летнем саду.

Возведённое Адмиралтейство представляло собой квадратную в плане крупную деревянную постройку, с высокой четырёхскатной крышей. Его фасад, обшитый узкими досками, имел ребристую поверхность. Простенки между колоннами со стороны Адмиралтейского ковша первоначально поднимались при помощи блоков и канатов, открывая стапеля.

Облик постройки не раскрывал с первого взгляда своего назначения: сборка, ремонт и хранение небольших парусных и гребных судов, вооружения и оснастки гатчинской дворцовой флотилии.

Адмиралтейство в Гатчине. Вид со стороны Белого озера. Адмиралтейство в Гатчине.
Вид со стороны Белого озера.

Адмиралтейство в Гатчине. Моряки гатчинской эскадры (фотография 1880-1890 г.г.). Адмиралтейство в Гатчине.
Моряки гатчинской эскадры (фотография 1880‑1890 г.г.).

Адмиралтейство в Гатчине. «Голландия в парке», старая фотография. Адмиралтейство в Гатчине.
«Голландия в парке», старая фотография.

В конце XIX столетия Адмиралтейство, потеряв своё прямое назначение, стало использоваться в качестве склада-музея, в котором хранились собрание моделей старинных судов, потешная флотилия и редкие экземпляры матросского и офицерского оружия.

К сожалению, деревянное здание Адмиралтейства, простояв почти два столетия, было уничтожено огнём во время пожара 19 июля 1993 года, после которого остался лишь остов здания – каменные столбы.

Потешный флот Павла I (гатчинская флотилия)

Потешный флот Павла I, состоявший из 24 судов – яхт, фрегатов, трешкоутов, яликов, гондол, лодок и плотов, – появился на просторах Белого озера в Гатчине благодаря Великому Князю Павлу Петровичу. Павел Петрович, который имел в Гатчине потешную сухопутную армию, после пожалования ему звания генерал-адмирала русского флота, пожелал наряду с армией владеть и потешной «морской» эскадрой.

Спуск на воду вновь построенных в Адмиралтействе судов проходил в виде торжественных церемоний. В камер-фурьерском журнале отмечено, что 1 октября 1797 года, «в присутствии августейшего семейства», на воду были спущены яхта «Миролюб» с восемью пушками на борту и шестнадцатипушечный фрегат «Эмпренабль» (в переводе с французского – «Неприступный»). Суда были построены подмастерьем адмиралтейской коллегии Курочкиным.

Потешный флот в Гатчине. «Императрица Мария Федоровна с детьми на озере в Гатчинском парке«, старая фотография. Потешный флот в Гатчине.
«Императрица Мария Федоровна с детьми на озере в Гатчинском парке», старая фотография.

Потешный флот в Гатчине. Яхта «Миролюб» и фрегат «Эмпренабль», старая фотография («Старая Гатчина»). Потешный флот в Гатчине.
Яхта «Миролюб» и фрегат «Эмпренабль», старая фотография («Старая Гатчина»).

Потешный флот в Гатчине. Фрегат «Эмпренабль», старая фотография («Старая Гатчина»). Потешный флот в Гатчине.
Фрегат «Эмпренабль», старая фотография («Старая Гатчина»).

Построенные суда спускались со стапелей в Адмиралтейский ковш, после чего по протоку выходили в Белое озеро. Те, что были поменьше, использовались для романтических и развлекательных водных прогулок. Суда более крупные, вооружённые настоящими медными пушками, принимали участие в потешных «морских» сражениях, которые длились порой не один день и сопровождались высадкой десантов, взятием «вражеских» судов на абордаж, боевой стрельбой и другими подобными мероприятиями. Манёвры велись с таким азартом, что сын Павла Петровича, будущий император Александр I, оглох от стрельбы на одно ухо.

Гатчинская флотилия была не только развлечением: она являлась также непременной декорацией Дворцового парка.

Например, обветшавшая яхта «Миролюб», которая была обычно пришвартована возле Большой террасы-пристани и ставшая достопримечательностью Гатчины, в 1868 году была заменена абсолютно идентичной копией. Копия парусника, придававшая этому уголку парка своеобразный колорит, простояла до 1895 года – когда постепенно был разобран весь устаревший флот.

А на многочисленных рисунках с изображениями Дворцового парка обязательно запечатлены суда гатчинской эскадры с поднятыми Андреевским и Адмиральским флагами и парусами, лодки с гребцами и рыбаками.