Адмиралтейство и потешный флот Павла I в Гатчине
Содержание страницы:
1. Основные сведения об Адмиралтействе
2. Описание Адмиралтейства
3. Из истории Адмиралтейства
4. Потешный флот Павла I (гатчинская флотилия)
Основные сведения об Адмиралтействе
Город: Гатчина
Месторасположение: Дворцовый парк
Координаты: N59°33.868' E30°06.973'
Начало строительства: 1792 г.
Окончание строительства: 1798 г.
Архитектор: ?
Текущее состояние (лето 2013 г.): в руинах
Адмиралтейство в Гатчине – деревянное сооружение, построенное в гатчинском Дворцовом парке для сборки, ремонта и хранения небольших парусных и гребных судов, вооружения и оснастки потешного флота Павла I, участвовавшего в потешных "морских" сражениях на Белом озере.
Описание Адмиралтейства
Гатчинское Адмиралтейство, располагавшееся на восточном берегу Белого озера, неподалёку от главного входа в Дворцовый парк – Адмиралтейских ворот, полностью выгорело во время пожара в начале 1990-х годов. И сегодня на его месте можно увидеть оставшиеся от павильона массивные каменные столбы из черницкого камня.
Несмотря на то, что Адмиралтейство далеко от своего первоначального состояния, оно продолжает играть главенствующую роль в небольшом своеобразном ансамбле. В этот ансамбль, кроме остова Адмиралтейства, входят пруд Ковш и проток, соединяющий пруд с Белым озером, с перекинутым через него железным мостом.
Адмиралтейский ансамбль, благодаря системе аллей, связан с Ботаническими садами, Лесным и Водным лабиринтами и Цветочной горкой.
Из истории Адмиралтейства
Адмиралтейство в Гатчине, или, как его ещё называли, «Голландия» или «гавань», было построено в Дворцовом парке в 1790-х годах, в закрытой деревьями низине. Большинство построек гатчинского Дворцового парка были возведены из камня. Однако несколько павильонов, в числе которых были Адмиралтейство, Берёзовый домик и павильон Венеры, были построены из дерева.
Между прочим:
Адмиралтейства являлись почти обязательными элементами дворцовых парков с большими озёрами и прудами, в которых зачастую курсировали потешные флотилии и разыгрывались практически настоящие морские сражения. Возведение такого рода сооружений началось в петровские времена, когда на берегу Невы была построена верфь-крепость Адмиралтейство.
Например, в 1770-х годах в Царском Селе на берегу Большого пруда в Екатерининском парке архитектором Василием Ивановичем Нееловым было возведено Адмиралтейство, в состав которого входил «шлюпочный сарай». Подобное сооружение также было построено в Павловске.
Место для стройки было выбрано на восточном берегу Белого озера, поблизости от главного входа в Дворцовый парк – Адмиралтейских ворот.
В ноябре 1792 года на его строительство подрядился «охтинский житель» Федот Окорчев.
В договоре подряда на строительные работы значилось возведение шестнадцати массивных каменных колонн, двенадцать из которых должны были располагаться по периметру здания, а четыре – внутри постройки. Колонны планировалось установить с одинаковым отдалением друг от друга, после чего сверху устроить перекрытие и стропильную систему, на которую уложить четырёхскатную железную кровлю. Между колонн было запланировано возведение деревянных стен.
Однако Федот Окорчев не смог завершить строительство Адмиралтейства в срок, поэтому работа была доверена другому подрядчику – Дмитрию Богатырёву. Строительные работы были окончены лишь в 1798 году.
В 1795 году, перед ещё недостроенной Голландией, был устроен небольшой овальный пруд Ковш, который также получил названия «Адмиралтейский ковш» и «Овальный бассейн». Ковш был соединён с Белым озером коротким каналом-протоком, который в XVIII столетии перекрывался подъёмным деревянным мостом на каменных устоях с железными цепями.
Между прочим:
Устройство в дворцовых садах и парках небольших гаваней – гаванцев и ковшей – берёт своё начало с петровских времён и является характерным ходом в паркостроении XVIII века. Например, гаванцы были устроены перед Большим (Меншиковским) дворцом в Ораниенбауме, перед Большим дворцом в Петергофе и перед дворцом Петра I в Летнем саду.
Возведённое Адмиралтейство представляло собой квадратную в плане крупную деревянную постройку, с высокой четырёхскатной крышей. Его фасад, обшитый узкими досками, имел ребристую поверхность. Простенки между колоннами со стороны Адмиралтейского ковша первоначально поднимались при помощи блоков и канатов, открывая стапеля.
Облик постройки не раскрывал с первого взгляда своего назначения: сборка, ремонт и хранение небольших парусных и гребных судов, вооружения и оснастки гатчинской дворцовой флотилии.
В конце XIX столетия Адмиралтейство, потеряв своё прямое назначение, стало использоваться в качестве склада-музея, в котором хранились собрание моделей старинных судов, потешная флотилия и редкие экземпляры матросского и офицерского оружия.
К сожалению, деревянное здание Адмиралтейства, простояв почти два столетия, было уничтожено огнём во время пожара 19 июля 1993 года, после которого остался лишь остов здания – каменные столбы.
Потешный флот Павла I (гатчинская флотилия)
Потешный флот Павла I, состоявший из 24 судов – яхт, фрегатов, трешкоутов, яликов, гондол, лодок и плотов, – появился на просторах Белого озера в Гатчине благодаря Великому Князю Павлу Петровичу. Павел Петрович, который имел в Гатчине потешную сухопутную армию, после пожалования ему звания генерал-адмирала русского флота, пожелал наряду с армией владеть и потешной «морской» эскадрой.
Спуск на воду вновь построенных в Адмиралтействе судов проходил в виде торжественных церемоний. В камер-фурьерском журнале отмечено, что 1 октября 1797 года, «в присутствии августейшего семейства», на воду были спущены яхта «Миролюб» с восемью пушками на борту и шестнадцатипушечный фрегат «Эмпренабль» (в переводе с французского – «Неприступный»). Суда были построены подмастерьем адмиралтейской коллегии Курочкиным.
Построенные суда спускались со стапелей в Адмиралтейский ковш, после чего по протоку выходили в Белое озеро. Те, что были поменьше, использовались для романтических и развлекательных водных прогулок. Суда более крупные, вооружённые настоящими медными пушками, принимали участие в потешных «морских» сражениях, которые длились порой не один день и сопровождались высадкой десантов, взятием «вражеских» судов на абордаж, боевой стрельбой и другими подобными мероприятиями. Манёвры велись с таким азартом, что сын Павла Петровича, будущий император Александр I, оглох от стрельбы на одно ухо.
Гатчинская флотилия была не только развлечением: она являлась также непременной декорацией Дворцового парка.
Например, обветшавшая яхта «Миролюб», которая была обычно пришвартована возле Большой террасы-пристани и ставшая достопримечательностью Гатчины, в 1868 году была заменена абсолютно идентичной копией. Копия парусника, придававшая этому уголку парка своеобразный колорит, простояла до 1895 года – когда постепенно был разобран весь устаревший флот.
А на многочисленных рисунках с изображениями Дворцового парка обязательно запечатлены суда гатчинской эскадры с поднятыми Андреевским и Адмиральским флагами и парусами, лодки с гребцами и рыбаками.