Вернуться назад

Колонна Орла в Гатчине

Содержание страницы:

1. Описание колонны Орла

2. Из истории колонны Орла

3. Мифы и легенды о колонне Орла

3.1. Легенда об императорской охоте Павла I

3.2. Легенда о значении колонны Орла

Описание колонны Орла

К северо-западу от Гатчинского дворца, в Дворцовом парке возле Сильльвийских ворот и Амфитеатра, на небольшом насыпном холме установлено одно из самых первых сооружений гатчинского дворцово-паркового комплекса. Это сооружение – колонна Орла.

Колонна Орла представляет собой конструкцию, которая состоит из четырёх частей, общей высотой чуть более 6 метров и диаметром самой колонны около полуметра. На гранитном основании находится выполненный из мрамора постамент, который, в свою очередь, является пьедесталом для беломраморной колонны. Сверху колонна должна быть увенчана навершием в виде мраморной фигуры одноглавого орла со сложенными крыльями, сидящего на небольшом постаменте, которая в настоящее время отсутствует.

От колонны Орла в сторону Белого озера устремляется длинная просека, перспективу которой замыкает построенный на Длинном острове павильон Орла. Колоннада павильона, который был построен позднее колонны, также была увенчана мраморным орлом, вероятно, для создания полноценной архитектурно-художественной композиции.

Эти парковые сооружения, увенчанные скульптурным изображением царственной птицы, были построены разными архитекторами. И установленные на них орлы несут разный смысл. Но, тем не менее, гармонично дополняя друг друга, они создают своеобразный ансамбль двух памятников.

Также существует ещё одна интересная взаимосвязь, появившаяся в гатчинском дворцово-парковом ансамбле благодаря колонне Орла. Колонна, поставленная возле границы Дворцового парка и парка Сильвии, объединяет их: на беломраморной вертикали колонны, виднеющейся за пролётом Сильвийских ворот, замыкаются сходящиеся перспективы трёхлучия сильвийских аллей.

Из истории колонны Орла

Благоустройство с украшением Дворцового парка началось практически одновременно с началом строительства Гатчинского дворца. Однако в период с 1765 по 1783 гг. количество возведённых парковых сооружений было невелико, о чём известно из подробной описи парка, составленной в 1783 году (так называемом «Юрнале»). Самыми значительными сооружениями в тот момент являлись Восьмигранный колодец, Чесменский обелиск, а также интересующая нас колонна Орла, которая была подарена Екатериной II хозяину Гатчины Григорию Григорьевичу Орлову.

Как утверждал известный историк архитектуры Анатолий Николаевич Петров, колонна Орла, автором которой является Антонио Ринальди, была привезена в Гатчину в июле 1770 года. Детали колонны были изготовлены в мастерских Конторы строения несохранившегося третьего Исакиевского собора, строительство которого также было поручено Антонио Ринальди.

Изначально установка колонны Орла планировалась в Царском Селе. Однако в 1770 году её, с гранитным основанием и «со всем принадлежащим к ней мраморным же прибором в три поездки на семидесяти семи лошадях», доставили в Гатчину и водрузили на небольшой искусственный холм, расположенный на границе Английского сада в гатчинском парке.

Несмотря на то, что колонна Орла является одним из первых парковых сооружений в гатчинском ансамбле, в число самых старых она не входит. Связано это с тем, что к середине XIX века колонна очень сильно обветшала и начала обрушаться. В 1858–1860-х годах колонна Орла была разобрана до основания и заменена своей точной копией. От первоначального монумента осталась лишь фигура Орла, которая после проведённой реставрации была водружена на обновлённую колонну.

Во время Великой Отечественной войны фигура орла была значительно повреждена осколками и представляла собой бесформенный кусок мрамора. Во время реставрации в послевоенные годы фигура была восстановлена по сохранившимся изображениям и установлена на своё законное место. В настоящее время орёл с колонны снят.

Мифы и легенды о колонне Орла

Легенда об императорской охоте Павла I

В Гатчине существует красивая легенда, объединившая построенные в разное время и разными архитекторами колонну Орла и павильон Орла. Якобы, однажды, во время императорской охоты, Павел I удачным выстрелом добыл орла, который парил высоко в небе. И в память об этом случае на месте падения орла установили колонну, а в месте, откуда был произведён меткий выстрел, возвели павильон.

Верить в это предание или нет – решать вам. Однако точно известно о том, что колонна Орла была построена более чем за 10 лет до перехода Гатчины в 1783 году в собственность Павла Петровича.

Аналогичное предположение о подстреленном орле, только уже не Павлом I, а Григорием Григорьевичем Орловым, также вряд ли обоснованно: павильон Орла был построен Павлом I, который ненавидел фаворита Екатерины II и всё, что с ним было связано.

Легенда о значении колонны Орла

Вторая легенда гласит о том, что колонна была построена во славу графов Орловых – братьев Григория, Алексея, Фёдора, Владимира и Ивана – находившихся в зените своей славы, и преподнесена им Екатериной II за их заслуги перед Отечеством. В частности, Григорию Григорьевичу, за участие в дворцовом перевороте 1762 года и возведении Екатерины II на престол, и Алексею Григорьевичу, за его военно-морские подвиги. Таким образом, колонна Орла – особый, триумфальный монумент, прославляющий влиятельный род Орловых.

В пользу данной легенды говорит тот факт, что орёл, венчающий колонну, подкрепляет геральдическое значение орла изображённого на родовом гербе братьев, а также то, что название этой царственной птицы и фамилия Орловых – однокоренные слова.

Однако орёл не обязательно должен был символизировать фамилию Орловых или подкреплять геральдику на графском гербе. Кроме того, как уже было сказано выше, Павел Петрович ненавидел Григория Орлова, и всё, что с ним было связано. Поэтому весьма сомнительно, что, став хозяином Гатчины и при всей его любви к искусству, он оставил бы монумент, прославляющий фамилию Орловых.

Немаловажным является тот факт, что панно с изображением колонны Орла и видом на павильон Орла висело в Малиновом кабинете Павловского дворца. Видимо, колонна Орла имела иное значение, оказавшееся важным для Павла I. Поэтому она был не только оставлена Павлом I на прежнем месте, но и приобрела новый, постепенно утраченный и не дошедший до нашего времени смысл.