Вернуться назад

Большой каменный мост в Гатчине

Содержание страницы:

1. Описание Большого каменного моста

2. Из истории Большого каменного моста

Описание Большого каменного моста

Направляясь по проложенной вокруг Белого озера Круговой дороге к протоку, идущему к плотине между Захаровым островом и материковой частью Дворцового парка, вы окажетесь возле полуразрушенного Большого каменного моста.

В настоящее время от моста остались лишь береговые устои с двумя арками, а на месте центральной части находится временный настил. Несмотря на утраченную центральную часть, Большой каменный мост по-прежнему производит удивительное впечатление на посетителей Дворцового парка.

Из истории Большого каменного моста

В северо-западной части Белого озера находится большой Захаров остров. В конце 1790-х годов он был соединён двумя мостами с Круговой дорогой, которая идёт вокруг Белого озера по материковой части Дворцового парка. Этими мостами являются Большой каменный мост, расположенный в северо-восточной части Захарова острова, и Малый каменный мост – в юго-западной части острова.

Большой каменный мост возводился взамен существовавшего деревянного моста под руководством каменных дел мастера Джованни (Ивана) Висконти. На работу, судя по документам Гатчинской дворцовой конторы, в 1797 году подрядился купец Макей Воробьёв.

Между прочим В документах сказано:

«Купец Макей Фёдоров сын Воробьёв договорился выстроить в здешнем англицком саду два каменных моста: первый супротив плотины, а второй на дороге возле повороту к Холодной бане, из казённого черницкого камня»

Автор проекта моста точно не установлен, но, предположительно, им является архитектор Винченцо Бренна.

Большой каменный мост являлся трёхарочным, из-за чего его порой называют Большим трёхарочным мостом. Длина моста, построенного из светловато-жёлтого черницкого камня, составляла около 35 метров, а высота – около пяти.

Если судить по проекту, Большой каменный мост планировалось декорировать четырьмя каменными изваяниями сатиров и четырьмя изваяниями кентавров, но, по какой-то причине, замысел реализован не был. Однако это не отразилось на архитектурных достоинствах и эффектности сооружения.

Во время Второй мировой войны в 1941–1945 годах Большой каменный мост был взорван и в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии. На его месте через проток, идущий к плотине, перекинут временный мост, опирающийся на береговые устои прежнего сооружения.