Вернуться назад

Птичник в Гатчине

Содержание страницы:

1. Описание Птичника

2. Из истории Птичника

Описание Птичника

Войдя через Чёрные ворота, которые расположены на Красноармейском проспекте к северо-западу от Гатчинского дворца, и пройдя вглубь Дворцового парка (точнее, его обособленной части – Сильвии), посетитель парка оказывается возле небольшого архитектурного ансамбля.

В него входят расположенные на разных берегах реки Колпанки и развёрнутые фасадами вдоль русла реки красивейшие здания Птичника и Фермы. Эти постройки были связаны между собой, в том числе, ещё одним звеном ансамбля – Мостом-руиной (Каскадным мостом) с каскадом. Не смотря на то, что Птичник построен за рекой Колпанкой и формально расположен в Зверинце, он, безусловно, имеет непосредственное отношение к Дворцовому парку.

В плане Птичник (Птичный дом, Фазанник или Фазанерия) представляет собой чёткое по плану и выверенное по объёмам «П»-образное каменное здание с двухэтажной средней частью, от которой расходятся симметричные одноэтажные крылья. В торцы Птичника частично врезаны две цилиндрические двухъярусные башни.

В настоящее время от былого великолепия Птичника мало что осталось: некоторые стены рухнули, окон и дверей в проёмах больше нет, полуразрушенные башни, которые лишились куполов, также представляют жалкое зрелище.

Но, тем не менее, Птичник – одно из самых впечатляющих сооружений в гатчинских парках. Его размеры и пропорции увязаны архитектором с парковым окружением и подчёркнуты вытянутым вдоль русла Колпанки фасадом. Эффектное здание, отражающееся в зеркале реки, удивительно органично сливается воедино с окружающим пейзажем.

Из истории Птичника

Известно, что на месте, где построен Птичник, раньше располагался каменный домик, в котором разводили фазанов. Но в 1795 году Гатчинская дворцовая контора начала искать подрядчика, чтобы «в фазанерии строение производить из парицкой плиты». Через два года, в 1797 году дворцовая контора выпустила распоряжение «О переводе из Царского Села в Гатчину разных птиц и рыб».

Павильон Птичника начали строить на берегу реки Колпанки (в то время называлась речкой Пильной) в 1798 году по проекту архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова. Во время проектирования Птичника Захаровым был учтён тот факт, что к этому времени на противоположном берегу уже существовал павильон Фермы. В результате, когда спустя три года, в 1801 году, строительство здания было завершено, эти два павильона оказались увязанными друг с другом и в Дворцовом парке появился ещё один архитектурный ансамбль.

В построенном Птичнике содержались фазаны, павлины, лебеди и гуси. Экзотических птиц использовали в представительских целях – для украшения Дворцового парка, – а остальных отправляли на царский стол.

Не смотря на своё утилитарное предназначение, Птичник был возведён в классических, строго романтических формах, и в пейзажах парка воспринимался как парадный дворцовый павильон. В плане постройка представляет собой чёткое по плану и выверенное по объёмам «П»-образное каменное здание. От двухэтажной средней части Птичника вдоль реки раскинулись симметричные одноэтажные крылья, к торцов которых примыкают две цилиндрические двухъярусные башни.

Центр Птичника выделяется из общего объёма здания благодаря ризалиту (выступающая за основную линию фасада часть здания) и своей двухэтажной конструкции. В нижнем ярусе устроена лоджия, края которой декорированы пилястрами (вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну). Такие же пилястры расположены по краям ризалита. В центре лоджии, отделяя друг от друга три прямоугольных окна, установлены две мощные колонны.

Колонны и пилястры поддерживают широкий антаблемент с сильно выступающим карнизом. Сверху, над антаблементом, вертикали колонн и пилястр продолжаются в виде тумб пятипролётной балюстрады. Каждая из тумб увенчана шаром. Все эти элементы выполнены из характерного для Гатчины материала - пудостского известняка.

Верхний ярус Птичника выполнен в виде мезонина (надстройка здания), сильно отставленный от балюстрады и возвышающийся над ней. Он представляет собой низкий второй этаж здания, лицевая сторона которого прорезана полуциркульными оконными проёмами.

От двухэтажной центральной части Птичника в стороны расходятся два симметричных одноэтажных крыла. Фасад каждого из крыльев представляет собой архитектурную аркаду, в которую входят семь больших полуциркульных арок с оконными проёмами. Аркада сыграла не последнюю роль в придании сугубо утилитарному зданию парадного облика. Сверху над крыльями возвышалась двускатная кровля.

В середины торцов боковых крыльев Птичника были врезаны цилиндрические двухъярусные башни. Их нижний ярус выглядел более массивным, чем верхний, за счёт оконных проёмов, которые в первом ярусе были расположены в два раза реже. Кроме того, первый ярус был сделан выше второго. Сверху на башни были поставлены плоские купола, каждый из которых был увенчан шпилем на шаровидном основании. На парапетах по периметрам куполов были установлены металлические вазы античной формы.

Между прочим Между прочим:

В царских и боярских усадьбах ещё с XVI столетия было принято устраивать фермы и птичьи дворы, зачастую нарядно украшенные.

Например, вблизи Монплезира в Петергофе архитектором Никколо (Николаем) Микетти из дерева были возведены изящные купольные Вольеры, которые являлись частью зверинца Менажерии. В Вольерах содержали декоративных птиц, а в пруду зверинца – водоплавающих.

В Павловском парке в 1782 году шотландским архитектором Чарльзом Камероном был построен каменный вольер, который позднее, в 1806 году, был частично перестроен архитектором и живописцем Андреем Никифоровичем Воронихиным.

В середине XIX века Птичник, также как и некоторые другие гатчинские постройки, возведённые в XVIII столетии, стал разрушаться из-за сырой болотистой почвы и грунтовых вод, которые подмывали фундамент. В связи с этим было принято решение о перестройке здания. В 1844 году под руководством главного гатчинского архитектора Алексея Михайловича Байкова Птичник был разобран, после чего возведён вновь на новом, более высоком фундаменте. Разрушенные архитектурные детали (например, колонны, карниз с модульонами, пилястры) были вновь вытесаны из пудостского камня по старым чертежам. Копия представляла собой немного упрощённый вариант исходного павильона, представление о котором можно получить и сегодня, осмотрев этот интересный, но уже полуразрушенный павильон.

Во время пожара, произошедшего в 1983 году, великолепное творение архитектора Захарова сильно пострадало от огня и находится в плачевном состоянии.